Чему соответствует уровень басов в современной музыке

Чему соответствует уровень басов в современной музыке

Рассуждения о нюансах хорошего звука часто напоминают разговоры о вкусовых оттенках хорошего вина — в ход идут замысловатые эпитеты, при этом сразу признаётся, что разницу между продуктами выше определенной ценовой категории по-настоящему чувствует лишь ценитель, человек хорошо подготовленный. В серии материалов под общим названием «ликбез» мы хотим, наоборот, поговорить о базовых качествах приличного звука — тех, что слышны любым ухом и на любой музыке, стоит лишь сделать шаг от «мультимедиа» колонок или бумбокса к начальному хай-фаю. Поговорим о басе, без которого ни одна приличная аудио система немыслима.

Рассуждения о нюансах хорошего звука часто напоминают разговоры о вкусовых оттенках хорошего вина — в ход идут замысловатые эпитеты, при этом сразу признаётся, что разницу между продуктами выше определенной ценовой категории по-настоящему чувствует лишь ценитель, человек хорошо подготовленный. В серии материалов под общим названием «ликбез» мы хотим, наоборот, поговорить о базовых качествах приличного звука — тех, что слышны любым ухом и на любой музыке, стоит лишь сделать шаг от «мультимедиа» колонок или бумбокса к начальному хай-фаю. Именно на этом этапе происходит самый заметный скачок в качестве. Для начала, поговорим о басе, без которого ни одна приличная аудио система немыслима.

Итак, что такое правильный бас, как отличить его на слух и что вообще он добавляет музыке? Если вкратце, на субъективном уровне бас добавляет музыке глубины, а также, разумеется, придаёт ритм-секции фактуры, «мяса». Говоря по-простому, если ваша акустика правильно воспроизводит низкие частоты, слушать на ней музыку приятнее. А по мере обрезания разных частот (не обязательно низких), звук становится всё более противным и резким.

На каких инструментах и на какой музыке слышен (и важен) тот самый бас? В первую очередь — на ритм-секции. Бас-гитара, контрабас, басовый синтезатор — все эти инструменты имеют в звучании составляющую примерно от 60 до 250 герц. А с бас-барабаном, в просторечии — бочкой, всё обстоит еще сложнее. Для того, чтобы бочка звучала мощно и уверенно, нужен так называемый «суббас» — частота ниже 60 герц. Теперь посмотрим, что происходит со звуком, когда наша система почему-то не может воспроизвести эти самые низкие частоты. По идее, если система не воспроизводит частоты ниже, скажем, 200 герц, контрабас должен бы пропасть из музыки вовсе? Ничуть. Контрабас — инструмент довольно сложной фактуры и кое-что добавляет практически в любом частотном диапазоне. Например, поскрипывание струн — частота самая что ни на есть высокая. Так что, срезав низкие, вы не избавитесь от контрабаса вовсе, а получите довольно неприятный на слух его «обрывок». Похожая история и с бас-барабаном: без басовых частот бочка превращается в шлепок, опять же не добавляющий музыке мощи и глубины.

В любом ли жанре важен бас? Тут картина довольно сложная. Если в акустическом фолке без низких частот вполне можно прожить (ни вокал, ни акустическая гитара их в себе практически не несут), то в жанрах, где «драйв» и «мощь» — не пустой звук, без баса нельзя никак. В первую очередь, речь о роке, а также электронике, в особенности танцевальной. С классикой или джазом, всё зависит от конкретной записи — контрабас, тубу или многократно поминаемую тут бочку можно расслышать только на колонках с хорошим басом. Очень различаются по басовитости и записи разных лет — в музыке последних двух десятилетий с басом порядок, а вот на пластинках восьмидесятых низкие частоты, порой, завалены. Короче говоря, если вы отъявленный металлист или любитель хауса, дабстепа или R&B, без баса вам никак нельзя. Если же основу вашей фонотеки составляют записи певиц, исполняющих свои песни в сопровождении гитары или фортепиано, воспроизведение низких частот — не то, над чем стоит морочиться первым делом.

Правильный бас добавляет музыке субъективной мощи и глубины, эффекта присутствия. При этом, вопреки популярному заблуждению (мол, «хороший бас это, конечно, круто, но уж больно устаёт голова от этого гудения»), правильный бас как раз совершенно не гудит и уж тем паче не давит на уши. Скорее наоборот, хороший бас незаметен сам по себе, но когда он есть, музыка звучит глубже и увереннее, да и устаёшь от неё меньше. Откуда же тогда берется стереотип того самого гулкого и бухтящего звука, который принято ассоциировать с мощным басом? Дело в том, что воспроизвести бас способны далеко не каждые колонки. А то, что предлагает рынок массовых продуктов в качестве «систем с мощным басом» на самом деле, как правило, бас не воспроизводит в принципе. Речь в первую очередь о бумбоксах (в особенности, снабженных функциями типа «mega bass», «super bass» и так далее), автомобильной акустике, а также компьютерных колонках с сабвуфером. Гулкий и гудящий звук, характерный для таких конструкций (особенно в режиме «супербаса») — на самом деле средние частоты — тот самый «неприятный срез» от полного спектра частот контрабаса, бас-гитары, бочки и так далее, к тому же неестественно подчеркнутый, выведенный на передний план. Немудрено, что такая искаженная картина, имеющая мало общего с тем, как должна звучать музыка, быстро утомляет.

Неспособность передавать настоящий бас у большинства «мультимедиа-колонок» и бумбоксов объясняется просто. Физика акустических систем такова, что для воспроизведения такой частоты нужен размер — не только самого динамика, но и корпуса. Так что карманные системы с якобы мощным басом — обманка. Проблема того, что настоящий бас система воспроизвести не может, решается очень по-разному и с разной степенью успешности (вплоть до психоакустических ухищрений, когда баса в реальности нет, но кажется, будто он есть), но как правило, для этого просто выпячивается та самая «нижняя середина», которая и делает звук гулким и неразборчивым.

Похожую ошибку нетрудно совершить и самостоятельно. Когда вам не хватает баса, первое, что хочется сделать — крутануть соответствующую ручку эквалайзера. В очень редких случаях, это даже может дать нужный результат (например, когда вы на приличной аппаратуре слушаете какую-нибудь пластинку восьмидесятых готов, где бас намеренно прибран не то из медицинских, не то из конъюнктурных соображений, низкие частоты тогда были не в моде). Но как правило, эффект будет тем же самым — вместо баса, которого у вас всё равно нет, вы прибавите «нижнюю середину», и из колонок, заглушая другие инструменты, польётся привычное бухтение.

Более того, на усилителях высокого класса, эквалайзеры, как правило, не предусмотрены вовсе. Почему? Да потому, что главная цель хорошей музыкальной аппаратуры — максимально достоверно и точно воспроизводить запись такой, какая она задумана автором, а затем записана. Пытаться «исправлять» записи лёгким движением руки — примерно как подкрашивать фломастером губы персонажам картин эпохи возрождения, мотивируя это тем, что те, мол, недостаточно яркие. Да, в природе существует немало неидеальных записей (да что уж тут, их — подавляющее большинство), но даже ремастеринг, профессиональная реставрация — процесс далеко не безусловный (об этом — одна из наших будущих статей). А при помощи молотка и топора (читайте — простого эквалайзера) можно лишь всё ухудшить, заглушив выпяченной частотой другие инструменты.

— Ага! — подумает читатель с техническим складом ума, — раз нам нужно воспроизводить частоты определенного спектра, то почему бы не подбирать колонки просто по техническим характеристикам? Нетрудно ведь найти систему, по документам воспроизводящую те самые

В теории всё, может, и так, а вот на практике — не совсем. Во-первых, подавляющее большинство колонок (в том числе и ширпотребных) гордо заявляют характеристики «от 20 до 20000 Гц», что даже шире, чем слышит человеческое ухо. Заявляют, но им не соответствуют. Во-вторых, хорошие ТТХ и хороший звук — как говорится, две большие разницы, и причин тому великое множество.

Озвучим и еще одно популярное заблуждение. Где среднестатистический слушатель чаще всего слышит звук, насыщенный мощным басом? Конечно же, в клубах и на концертах. Отсюда мораль — почему бы не водрузить домой профессиональную концертную акустику? Места под неё нужно много, но что же, искусство требует жертв! И тут вас ждет разочарование — ничего похожего на фирменный «размазывающий по стенам» клубный бас дома вы не услышите. Причина этого в том, что клубные акустические системы рассчитаны на соответствующую громкость и размер помещения. В комнате никакого баса не будет — в лучшем для вас случае, его не будет вообще нигде, в худшем, низкие частоты внезапно материализуются у соседа.

Читайте также:  Сколько стоит подключения электричества в частном доме

Но довольно о плохом. Поговорим о том, как и при помощи чего правильный бас услышать все-таки можно. Идеальный вариант — напольные акустические системы, попросту говоря — большие колонки пристойного качества. Вопреки популярному заблуждению, денег они стоят совсем не запредельных, приемлемые напольники можно купить тысяч за 20, хотя верхнего предела здесь, разумеется, нет. Правда, для того чтобы подключить колонки к компьютеру или в системе, естественно, должен присутствовать еще и усилитель, но он (опять же, при желании сэкономить) стоит и того дешевле.

Единственная, но серьезная проблема напольной акустики — для того чтобы пристойно прозвучать, она требует относительно большого и незагроможденного помещения. Речь, разумеется, не об огромных залах, на которые рассчитаны клубные системы, а о том, чтобы перед колонками была пара-тройка метров свободного пространства. Если ваша комната достаточно велика — проблемы решены, выбирайте модель и наслаждайтесь. А вот если комната маленькая и заставленная, озвучить её куда проще полочными колонками. Но тут мы сталкиваемся с той же проблемой — полочные колонки слишком малы, чтобы воспроизводить низкие частоты. Что же делать? Решение — система с сабвуфером. Специфика восприятия низких частот в том, что позиционирование (т.е. то, откуда эта идёт бас) наше ухо различает плохо. Поэтому для того, чтобы наполнить комнату басом, нужен всего один источник. Сабвуфер, за редкими исключениями, нужен всего один, при этом он не так критичен к выбору места.

Но и тут не без подводных камней. Законы физики не обмануть — чем меньше частота волны, тем больше её длина, и по этому требуется пространство на то, чтобы волна распространилась. Так что озвучить полноценным басом келью шансов нет, но кое-что сделать можно. К тому же, системы с сабвуферами надо настраивать, выставляя порог, частоты выше которого воспроизводят полочные колонки, а ниже — сабвуфер. Если выставить его слишком высоким (т.е. отдать сабвуферу «нижнюю середину»), звук снова начинает «бухтеть». Если порог слишком низкий, в частотном спектре появляется провал — суббас есть, а нижней середины нет, звук становится каким-то неестественным. Кроме этого, можно регулировать относительные громкости сабвуфера и колонок, что опять же оставляет пространство для тонких настроек под помещение, но позволяет наделать ошибок.

Тонкость в том, кто огромное множество колонок (а также сабвуферов) сегодня предназначены не для воспроизведения музыки, а для домашнего кинотеатра. Те просто решают другие задачи — от киношной акустики требуется обеспечить объем и общую «эффектность» звука, а не его точность. Соответственно, слушать на таких колонках музыку, в особенности живую, не стоит — эффект будет совсем не таким. Например, сабвуфер для домашнего кинотеатра при воспроизведении музыки наверняка задавит вас ненужным гудением. Правда, с экзотическими электронными жанрами типа эмбиента в духе The Future Sound of London, а также записями, специально разложенными под формат «5:1» (такими в последнее время балуется Трент Резнор (Trent Reznor)), возможны варианты.

В подтверждение сказанного выше, проведем эксперимент. Перед нами две модели акустики Arslab — трехполосные напольники AC-3, а также полочные системы AC-1, снабженные сабвуфером AC Sub. Попробуем послушать на них разную музыку в разных помещениях — в качестве экспериментальных площадок мы используем два шоурума салона «Аудиомания», большой и маленький.

Начинаем с большой комнаты для прослушивания. Как и ожидалось, здесь отличные результаты показывают напольные колонки AC-3. У Depeche Mode радуют низкочастотными нюансами даже песни, где этого не ждёшь — приятно звучит бас-гитара и бочка в «Love Thieves», а уж треки с мощной ритм-секцией вроде «Useless» прямо-таки расцветают пышным цветом. Бас слышен отчетливо, при этом не давит на уши и не выбивается из общей музыкальной картины. Появляется фактура в низких частотах даже на джазе шестидесятых, в «Acknowledgment» Джона Колтрейна (John Coltrane) красиво звучит контрабас. Что уж говорить о джазовых записях двухтысячных — ритм-секция в «King B» Эрика Трюффаза (Erik Truffaz) становится чуть ли не центральным элементом композиции, играя с саксофоном партии, равные по значимости и насыщенности. Да и ударные звучат восхитительно. В записях постарее и поакустичнее (The Rolling Stones «As Tears Go By») бас не слышен явно, но глубина, которую дают напольные колонки, оказывается совсем нелишней. Альбом из восьмидесятых — U2 «Joshua Tree» не блещет басом, но звучит масштабно. А у Мадонны (Madonna) в «A Substitute for Love» баса даже некоторый перебор, но низкая частота, бьющая в тело, звучит эффектно. Ну и напоследок — танцевальная музыка, Timbaland, Chemical Brothers и Sasha. Качают на ура.

Теперь переходим к полочникам AC-1, при этом сначала послушаем их без сабфуфера. Первым делом — всё те же Depeche Mode. «Love Thieves» звучит вполне пристойно, пусть в глубине и чуть уступает тому, как эта песня играла на напольных колонках. А вот в более активной «Useless» драйва уже заметно не хватает. У Колтрейна чуть меркнут ударные, но звучит его музыка всё равно здорово. Эрику Трюффазу существенно не хватает той мощи в ритм-секции, что была слышна на AC-3, у U2 ожидаемое пространство и размах появляются только на большой громкости, баллада «Роллингов» и вовсе звучит ничем не хуже, чем на больших колонках. Вот что проигрывает в одни ворота, так это танцевальная музыка. Если хитрец Timbaland, который славится умением «заточить» запись даже под динамик айфона, еще дает некоторое подобие кача, то Chemical Brothers и Sasha поражают бессилием.

Подключение сабвуфера картину для танцевальной музыки меняет радикально (пусть и приходится некоторое время повозиться с настройкой) — немедленно появляется тот басовый «кач», которого так не хватало полочной акустике. Да и вообще, вся современная музыка с сабвуфером расцветает. А вот с классическим роком или даже джазом ситуация неоднозначная — бас вроде бы есть, но не хватает натуральности, звучание напольных колонок более мощное, уверенное и целостное.

Перемещаемся в комнату поменьше и тут же картина меняется на противоположную. Даже лишенные сабвуфера полочники дают более красивую и целостную звуковую картину, чем напольные AC-3, которым здесь явно трудно развернуться. Неплохо играет разный рок от U2 до Oasis, да и современный джаз вроде того же Трюффаза или Red Snapper звучит натурально. Явно проваливаются разве что танцевальные записи. Наполные колонки, разумеется, более внимательны к низким частотам (что проявляется, например, на Massive Attack или на клубной музыке), но чего-то в этом звуке недостаёт. Подключение к полочным колонкам сабвуфера, наконец, даёт оптимальную комбинацию для этой комнаты — всё, что неплохо звучало на них и так, прибавляет в мощности. Рок обрастает фактурной ритм-секцией, Massve Attack и Madonna, наконец, одновременно обретают чёткость, пространство и мощь. Ну а танцевальная музыка звучит прямо-таки блестяще — драйв как в клубе, детали — как в хорошем концертном зале.

В следующей статье из серии «Ликбез с Аудиоманией» мы расскажем о том, как правильно использовать компьютер в качестве источника звука для домашней аудиосистемы, чтобы получить гарантированное Hi-Fi звучание. А также мы поговорим о работе ЦАПов.

Частотные диапазоны баса и приёмы, чтобы сделать звучание низа лучше.

Бас — фундамент микса. Плотный и чистый саунд баса создаёт драйв и кач, так необходимый любому треку. Удивительно, но название инструмента «Бас» зачастую вводит начинающих музыкантов и звукорежиссеров в заблуждение, они забывают о том, что бас живёт не только внизу, но и в других частотных диапазонах.

Читайте также:  Электрический котел для парового отопления

Из этого материала вы узнаете, на какие частоты нужно обратить внимание делая сведение баса, как сделать звук менее мутным, устранить нежелательные звуки и реверберацию, а также подружить бочку и бас.

При работе с басовыми инструментами музыканты часто забывают об их насыщенной составляющей — сведение баса должно руководствоваться правилом «Всё хорошо в меру». Слишком активное усиление и безконтрольное вращение ручек моментально превращает микс в мутную кашу. Последнее — одна из отличительных особенностей любительских миксов, поэтому внимательность и чуткий слух здесь важны как никогда. В первой части советов по обработке популярных инструментов мы говорили о вокале, во второй — об электрогитаре. Третья часть материала создана для тех, кто взялся за сведение баса.

Дисклеймер

Так как серия советов создана на основе материалов iZotope об использовании плагина iZotope Neutron 2, в качестве иллюстраций используются скриншоты именно этого виртуального инструмента. Тем не менее советы вполне универсальны, поэтому воспользоваться ими можно при работе с любыми плагинами.

Другие материалы серии

1 Частотные диапазоны баса

Главное правило при работе с басом — аккуратность превыше всего. Не нужно наваливать и выкручивать эквалайзером низ: микс заплывёт басом, станет мутным и неприятным. Несмотря на название, большая часть правок при работе с инструментом придётся на средние частоты.

Нижний низ

Сделать бас чище в миксе можно простой фильтрацией — достаточно установить фильтр на отметку в 40 Гц. Многое здесь зависит от стиля музыки, но выше лучше не лезть — бас станет слишком скудным и плоским, полезет на территорию гитар.

Тем не менее, если басу все-таки нужно тонкое звучание, усильте диапазон от 50 до 100 Гц — так вы получите своего рода тонкость в нижнем низе. Главное не переусердствовать: чем больше низких частот, тем мутнее микс. Будьте очень аккуратны, мутность — отличительная черта любительских миксов.

Равномерное усиление баса

Для усиления присутствия баса в миксе, можно сделать гармонический буст частот на равных отрезках. Если фундаментальная частота баса — 100 Гц, последовательно добавьте усиления на отметке 200, 300, 400 Гц. Такой ход равномерно улучшит натуральное звучание баса, а это лучше, чем непомерно накачивать эквалайзером какую-то одну частоту.

Середина

Усиление низких частот баса постепенно делает микс мутным, грохочущим и неразборчивым. Чтобы бас пробился через микс нужно работать выше — ищите желаемое в районе 250 Гц. Тем не менее не редки случаи, когда обработка края нижней середины устраняет мутность не полностью.

Только из-за одного названия, нельзя игнорировать у баса частоты выше нижнего низа. Никогда не забывайте о важности средних частот — именно здесь живёт панч и читаемость баса, обработка этого диапазона улучшает атаку. Усиление в районе 600-900 Гц (все зависит от инструмента и того, как он записан) сделает саунд баса более сияющим. Эффект от такого усиления заключается в том, что микс не страдает от низкочастотного грохота, но слушатель чувствует объем каждого звука баса.

Столкновения частот

Бочка и бас — не единственные бойцы за частоты в миксе. Часто на пути баса появляется электрогитара, которая норовит отобрать часть спектра у баса. Правило здесь простое: каждое усиление баса в середине и нижней середине нужно компенсировать в гитаре. Добавили пару децибел в районе 400 Гц — уберите столько же у гитары.

Яркость

Некоторые звукорежиссеры любят, когда бас звучит ярко. Если инструменту нужно добавить подобной яркости и чистоты, усильте частоты в широком диапазоне 1-4 кГц. Забираться выше не нужно — бас зашипит и станет слишком шумным и плоским.

2 Автоматически срабатывающий фильтр

В низких частотах больше энергии, чем в высоких. Когда дело доходит до компрессии, активацию компрессора вызывает какой-то звуковой сигнал, но компрессору все равно на его частотную составляющую. Получается, что весь спектр частот в сигнале приводит компрессор в действие, но иногда это приводит к проблемам: после сжатия кажется, что в миксе или сигнале слишком много низа. Так как мы говорим о басе, то низ может слишком сильно выпирать вперёд.

Чтобы победить это, можно схитрить: сделать так, чтобы низкие частоты не приводили компрессор в действие, но при этом проходили через него. Для этого компрессору понадобится сайдчейн-посыл с BP-фильтром или сайдчейн с определённым диапазоном частот. В модуле компрессора iZotope Neutron 2 присутствует функция Detection Filter, которая может помочь нам.

На изображении выше компрессор работает в стандартном однополосном режиме. Тем не менее рядом работает HP-фильтр, настроенный на отметку 400 Гц. За счёт участия в схеме Detection Circuit, фильтр отсекает низкие частоты из попадающего на сайдчейн сигнала, но не из всей звуковой цепи.

3 Активация сайдчейна бочкой

В большинстве музыки бочка и бас играют одновременно, особенно на сильную долю. В моменты, когда они звучат вместе, в миксе появляются два инструмента, занимающих низкочастотный диапазон, при этом бас ещё и отличается большим сустейном. Чтобы избежать столкновений и борьбы за диапазон, нужно сделать так, чтобы бочка давала атаку, а бас сустейн.

Такое разграничение обязанностей возможно, если настроить компрессор так, чтобы он быстро ослаблял бас при появлении бочки. Звучит несколько сложно, но методика очень проста. Сделать это можно в любом компрессоре с поддержкой сайдчейна (Waves, стандартные плагины DAW), мы же рассмотрим пример на основе Neutron 2.

Поместите Neutron на дорожку баса и активируйте в нём компрессор. Задействуйте сайдчейн, связанный с внешним источником сигнала (Ext Full) — так вы направите в компрессор сигнал с другого трека, минуя какую-либо фильтрацию.

В качестве основного входа плагина выступает шина Bus 3, на которую приходит сигнал бочки. Благодаря маршрутизации компрессор ослабит бас при каждом ударе бочки, а мы получим желаемый результат: атаку от бочки, сустейн от баса. Конкретные настройки компрессора назвать здесь сложно — все индивидуально и зависит от того, как сильно вы хотите оттенять бас.

4 Добавление мощи звуку с помощью редактора транзиентов

Из-за низкого качества инструмента, неправильных настроек или особенностей игры басу может не хватать сустейна. Исправить проблемы с сустейном эквалайзером не получится: эквализация изменит тембр и характер баса, скажется на общем саунде микса, но проблему не решит.

Здесь пригодится транзиент-шейпер, в чьих силах изменить атаку и сустейн. На изображении выше редактор транзиентов работает в многополосном режиме: первая полоса активирована, вторая — нет, третья активирована, но в режиме байпаса. Полоса 1 настроена на частоты ниже 500 Гц — все, что находится до этой отметки усиливается на 4 дБ слайдером Sustain. Благодаря этому происходит обработка только сустейна в нижнем диапазоне, все остальные частоты остаются нетронутыми.

5 Придание винтажного плёночного эффекта для укладки в микс

Басист и звукорежиссеры любят звук баса, записанный на аналоговую плёнку. За счёт аккуратной компрессии и обертонов, звучание баса отлично укладывается в микс. Если вы относитесь себя к ценителям винтажного саунда и мечтаете о характерном аналогово-пленочном звуке, вам не придётся покупать кассетную деку — достаточно модуля Exciter в iZotope Neutron 2.

Чтобы эмуляция плёнки была правдоподобнее, работайте в однополосном режиме. После активации плагина, добавьте в интерфейс модуль эксайтера, на X-Y контроллере выставите режим Tape, и настройте звук слайдером Drive. Когда в сигнале появится хорошо заметные перегрузки и искажения, сместите слайдер немного назад.

6 Укрощение случайных особо низких звуков

Как и в случае с электрогитарой, некоторые звуки баса могут «выпригивать» из микса и звучать более низко в сравнении с другими нотами. Причин тому много: особенности техники басиста, самого инструмента, усилителя и другого оборудования, использовавшегося при записи. Исправить такое поведение баса можно выборочной эквализацией.

Читайте также:  Калькулятор ламината по площади пола

Активируйте в эквалайзере первую полосу обработки, переведите её в режим работы Dynamic Mode. Сделайте вырез в районе 80 Гц — в нашем примере в этом месте появляется огромное количество лишнего сигнала. Следом за этим добавьте статичный HP-фильтр на частоте 23 Гц — так вы минимизируете грохочущие суб-басовые частоты у всего инструмента.

7 Устранение мутности

В аранжировках с одновременно играющими басом и бочкой довольно сложно подружить эти инструменты. Кто-то из них обязательно потеряется на фоне товарища, из-за чего плотный и крепкий низ микса будет разрушен. Исправить это можно техникой компенсации «Carving Space».

Суть метода проста: усиление частот одного инструмента должно компенсироваться ослаблением тех же частот другого инструмента. К примеру, вы усилили частоту 95 Гц у баса, значит эту же частоту нужно зеркально ослабить у бочки. Такой подход минимизирует столкновения частот этих инструментов — бочка и бас не будут бороться за одни и те же частотные диапазоны.

Сделать такую зеркальную обработку можно любыми эквалайзерами, установленными у вас в системе. Если вы используете эквалайзер Neutron 2, то жизнь становится ещё проще: в эквалайзере предусмотрена инверсивная обработка частот — плагин автоматически усилит или ослабит частоты на соседней дорожке.

На изображении выше бочка выбрана в качестве источника маскировки (Neutron работает на дорожке бочки). Кнопка обратной связи (Inverse Link) активна — плагин автоматически ослабит или усилит частоты баса при обработке кика.

8 Быстрая параллельная обработка

Параллельная компрессия и параллельная сатурация — популярные методики обработки и улучшения бас-гитары. Для их применения этих методик в DAW потребуется несколько шин и посылов, и правильная маршрутизация сигнала. При работе с Neutron 2 обработка становится проще: каждый модуль плагина оснащен мастер-ручкой Mix для независимой и параллельной обработки до 6 эффектов без каких-либо дополнительных настроек.

На изображении видно, что у каждого модуля присутствует собственный вертикальный слайдер (обратите внимание на выделенное красным место). К слову, скриншот демонстрирует смесь агрессивной компрессии и активной сатурации, чьё соотношение настроено тем самым слайдером Mix.

При решении задач подзвучивания, наличие базовых знаний о характеристиках музыкальных инструментов может оказаться очень полезным. Я бы даже сказал необходимым.

Сразу скажу, что лучше строить на слух и именно на ваш вкус. И если технически вы доверяете настройку профессионалу, то пусть он это делает в вашем присутствии и с вашими коррективами. Так как слышите вы звук по разному и предпочтения у каждого свои.

Все же сталкивались с ситуацией когда вроде и компоненты нормальные и звук плоский или где-то гитара не так звучит и т.п.

Инструменты и другие источники звука характеризуются их частотным спектром, направленностью звука и динамическим диапазоном.

В дебри мастеринга даваться не будем, а рассмотрим только, то что может понадобиться обычному пользователю при отстройке и эквалайзенге системы в том числе и в авто. Это частотные диапазоны наиболее встречающихся инструментов.

Для начала о частотах…
1) Низкие басы (от 10 Гц до 80 Гц) — это самые низкие ноты, от которых резонирует комната, а провода начинают гудеть. Если ваша звуковоспроизводящая аппаратура не воспроизводит эти частоты, вы должны ощутить потерю насыщенности и глубины звука. Естественно, при записи и сведении потеря этих частот вызовет тот же эффект.

2) Верхние басы (от 80 Гц до 200 Гц) — это верхние ноты басовых инструментов и самые низкие ноты таких инструментов, как гитара. Если потерять этот регистр, то вместе с ним потеряется и ощущение силы звука. А ведь именно в этих частотах содержится энергия звука, которая заставляет вас пританцовывать под музыку, недаром основная энергия ритм-секции сконцентрирована именно в этом регистре.

3) Низкие средние (от 200 Гц до 500 Гц) — здесь размещается почти весь ритм и аккомпанимент, это регистр гитары.

4) Средние средние ( от 500 Гц до 2.500 Гц) — соло скрипок, соло гитар, фортепиано, вокал. Музыку, в которой не хватает этих частот обычно называют "занудной" или "смурной".

5) Вехние средние (от 2.500 Гц до 5 кГц). Хотя в этом диапазоне мало нот, только самые верхние ноты фортепиано и некоторых других инструментов, здесь много гармоник и обертонов. Усиление этой части спектра позволяет достичь яркого, искрящегося звука, создающего эффект присутствия. Однако, если энергия этой полосы частот чрезмерна, то это режет слух. Это и называется "слушательской утомляемостью" и является проблемой большинства недорогих аккустических систем, которые искуственно усиливают данную часть спектра для "яркости" звучания. Ну это уже коммерческие штучки!

6) Низкие высокие (около 5 кГц до 10 кГц), где мы встречаемся с самым сильным искажением высоких частот и где шипение пленки (для любителей кассетной записи) становится самым заметным, так как здесь очень мало других звуков, способных скрыть это. Хотя люди, теоретически могут слышать и более высокие тона, эти частоты считаются пределом восприятия. Но по большому счету, для хорошего звука — это маловато.

7) Верхние высокие (около 10 кГц до 20 кГц) наша последняя октава, это самые тонкие и нежные высокие частоты. Если этот диапазон частот будет неполноценен, то вы ощутите некий дискомфорт при прослушивании записей (если, конечно, медведь не наступил вам на ухо).

Итак… Диапазоны инструментов:
● Гитара 70-1000 Гц (обертона 1000-8000 Гц);
● Бас 40-250 Гц (обертона 250-1000 Гц);
● Бас гитара 40-800 Гц;
● Бас бочка или Большой барабан 40-250 Гц и щелчок во время удара — от 1000 Гц и выше (у злых афро нижний диапазон может быть глубже);
● Тарелки 300-15000 Гц;
● Литавры 300-200 Гц (обертона 200-4000 Гц);
● Скрипка 180-3500 Гц (обертона 3500-18000 Гц);
● Флейта 250-2030 Гц (обертона 2030-15000 Гц);
● Клавишные, струнные и перкуссия — важная область 400-1000 Гц;
● Вокал. Диапазон 80-10000 Гц.

Кроме непосредственно частотного диапазона в звуке того или иного инструмента присутствуют обертона, которые распределены в пределах более высоких частот и без которых звучание получается глухим и невыразительным.

Важно знать, что слух человека наилучшим образом воспринимает звук частотой 2000-3000 Гц. От наличия обертонов в пределах этих частот в голосе создаёт его полётность и звонкость.

Касаемо вокала:
— Бас 82-349 Гц;
— Баритон 110-392 Гц (Чтобы подчеркнуть баритон, нужно повысить уровень в диапазоне 2500-3000 Гц);
— Тенор 132-523 Гц (Чтобы подчеркнуть тенор, нужно повысить уровень в диапазоне 300-600 Гц);
— Контральто 165-692 Гц;
— Меццо-сопрано 220-880 Гц;
— Сопрано 262-1046 Гц;
— Колоратурное сопрано 1397 Гц.

Уровень каких частот корректировать для получения прозрачности звука?
● 5000 Гц — регулирование приближения/удаления;
● 8000 — 20000 Гц — воспринимаемое качество звучания, глубина, пространство;
● 31 — 50 Гц — создают ощущение силы и мощности;
● 80 — 125 Гц — слишком много этих частот приводит к появлению нежелательного гудения;
● 160 — 250 Гц — часть басового спектра. Недостаточный уровень частот этого диапазона — отсутствие теплоты и мягкости, избыток — скучный звук.

При сравнении частотного диапазона музыкальных инструментов и человеческого голоса, последний имеет самый широкий диапазон частот (если не считать фортепиано и рояль).
При отстройке так же необходимо учитывать силу звучания (динамический диапазон) данных инструментов.

Динамический диапазон гитары составляет 15 дБ; органа — 35 дБ; рояля — 45 дБ; женский голос 20-35 дБ; мужской голос 20-45 дБ, эстрадного оркестра 45-55 дБ, симфонический оркестр 60-75 дБ.

А человеческий голос имеет диапазон звучания от 75 до 1100 Герц, который так или иначе перекрывает (заглушает, смешивается) с любым музыкальным инструментом (оптимальная точка — 300 Герц). Поэтому при отстройке и эквализации под инструменты, вокал будет реагировать на это очень сильно.

Ссылка на основную публикацию
Чем развести загустевшую олифу
Чтобы правильно развести олифу, необходимо лишь знать ее виды и свойства. Зная все это, Вы сможете с легкостью подобрать один...
Чем пенофол отличается от утилита
Зачастую, два этих понятия считают синонимами, но так ли это на самом деле? Давайте разбираться. Оба продукта – это вспененный,...
Чем пилить асбестоцементные трубы
Асбестоцементные трубы пользуются в строительстве большой популярностью. А иначе быть и не может, ведь такие трубы просты в монтаже, стойкие...
Чем разводить акриловые краски для рисования картин
В данной статье рассмотрим несколько простых хитростей, которые помогут сделать процесс раскрашивания картин по номерам еще более приятным и захватывающим!...
Adblock detector