Чем склеить гипс между собой

Чем склеить гипс между собой

Для приготовления гипсовых замазок применяют скульптурный или медицинский гипс.

Гипсовые статуэтки или другие простые предметы из гипса можно склеить жидким гипсовым раствором. Для этого края излома очищают от загрязнений и обильно смачивают водой.

В воду комнатной температуры всыпают гипсовый порошок до образования жидкой кашицы (воды должно быть примерно в три раза меньше, чем порошка).

При разведении гипса долго его размешивать не следует, от этого он теряет прочность. Для схватывания гипса достаточно 1—2 мин. Если нужно замедлить процесс схватывания гипса, то вместо воды для его разведения используют 6%-ный раствор буры; в этом случае процесс схватывания замедлится примерно на 15 мин.

Приготовленную замазку быстро наносят на мокрые края излома. Края соединяют и временно стягивают прочной ниткой. Через полчаса склеенный шов приобретает нормальную прочность.

Прочность будет значительно большей, если вместо воды для замешивания гипса применить насыщенный раствор алюмокалиевых квасцов (продаются в аптеках), для получения которого 25 г квасцов растворяют в 100 г кипятка. Раствору дают остыть. Жидкость сливают с кристаллического осадка и используют для приготовления гипсовой замазки. Осевшие кристаллы можно вторично использовать для смешивания с гипсом, для этого их снова заливают кипятком.

Очистка гипсовой скульптуры

Повышенная пористость нетонированного гипса и его малая устойчивость к истиранию резко ограничивают применение механических способов очистки, особенно с использованием водных моющих средств. Активная водопоглощающая способность гипсовой поверхности служит причиной быстрого всасывания влаги вместе с загрязнениями в поры материала и его размывания. Помимо этого, глубокое насыщение гипса водой может вызвать повреждения армированной скульптуры (коррозию металлических и разбухание деревянных каркасов), а также растворение нередко присутствующих в толще гипса окрашенных включений, выносимых на поверхность по мере испарения влаги. Ограниченное применение моющих средств в сочетании с механическими способами очистки допустимо лишь на скульптуре с неповрежденной поверхностью и хорошей сохранностью защитного покрытия, в чем необходимо убедиться, увлажнив небольшой участок поверхности. При отсутствии быстрого впитывания нанесенной влаги (это свидетельствует о защищенности пор) можно воспользоваться препаратом «ВЭПОС» или «БИО-МИГ» по методике, рекомендованной для очистки камня.

Во всех остальных случаях, особенно при очистке светлой скульптуры, следует предпочесть пленочные способы очистки, исключающие механическое трение и сводящие к минимуму применение воды.

Пленочный способ очистки гипса

Одним из таких способов является очистка гипса с помощью крахмальных компрессов, которая заключается в следующем. Из картофельного крахмала готовят клейстер (для приготовления 1 кг клейстера берут 930 г дистиллированной воды и 70 г сухого крахмала). В доведенную до кипения и снятую с огня воду доливают разведенный в 100 г холодной воды крахмал и перемешивают до образования густого клейстера. Охлажденный (до 40—45 °С) клей готов к применению.

Предварительно обеспыленную флейцем или пылесосом поверхность скульптуры целиком покрывают приготовленным раствором в один прием, чтобы не было ореолов на границе между обработанными и необработанными участками поверхности. Клейстер наносят флейцем, а в глубоких западинах — кистью. Для получения нужной толщины покрытия (0,4—0,5 см) обычно требуется 2-кратное нанесение с интервалом в 10—15 минут. На покрытую клейстером поверхность тщательно укладывают равномерный слой разрыхленной ваты (1—1,5 см), назначение которой — препятствовать пересыханию пленки и облегчить ее последующее удаление.

Через 6—10 часов следует проверить состояние пленки, слегка отвернув край компресса. Если пленка приобрела достаточную эластичность и легко снимается, компресс можно удалить. В противном случае срок выдержки увеличивают (это зависит от температуры и влажности воздуха в помещении). Особенно следует остерегаться пересыхания пленки, так как это сопряжено с риском отслоения частиц гипса вместе с удаляемой пленкой. Если все же пересыхания не удалось избежать, пленку распаривают горячей водой. В случае необходимости перенесения заключительной части работы на сутки и более, можно предохранить компресс от пересыхания, закрыв обработанную клейстером скульптуру бумажным чехлом.

Этот способ очистки оказался исключительно эффективен при реставрации гипсовых медальонов работы скульптора Ф. П. Толстого (ил. 32).


32. Медальон «Битва при Лейпциге». Ф. П. Толстой (1783-1873). Гипс. ГМО «Художественная культура Русского Севера». Архангельск. В процессе реставрации. Удаление загрязнений с помощью крахмального компресса.

Склейка гипса

Читайте также:  Как подготовить елочку к зиме

Пропиточные способы с использованием разбавленных клеевых растворов, рекомендованные для склейки пористого камня, применимы и для гипсовой скульптуры. Исключение составляют лишь некоторые клеи, например типа БФ, оставляющие на светлом гипсе интенсивные желто-коричневые ореолы.

Обычно применяют растворенные в органических растворителях термопласты: ПБМА, ПВБ и БМК-5 или водные растворы ПВА-дисперсии.

Перед склейкой гипса важно полностью удалить все, даже самые мелкие частицы гипса (а иногда и волокна пеньковой арматуры), присутствующие в местах разлома и мешающие точному совмещению соединяемых частей. Обычно применяются клеевые растворы более жидкой консистенции (15—20%), чем для склейки пористого камня, в остальном же методики склейки гипса и камня ничем не отличаются (ил. 33—34).

33 34
33—34. Бюст Н. И. Пирогова. Неизвестный скульптор. Начало XX в. Гипс патинированный. 2-й Московский медицинский институт.
33. До реставрации.
34. После реставрации. Произведена замена арматуры, склейка на ПВАД, догипсовка и тонировка швов.

Если нужно заполнить значительные зазоры между соединяемыми фрагментами, уместно производить склейку на жидком гипсовом растворе с добавлением в воду, предназначенную для затворения гипса, 15—20%-ный ПВАД.

После соединения фрагментов излишки гипса выжимаются, а фрагменты фиксируются до полного схватывания раствора. Затем гипсовочной лопаткой или ножом удаляют излишки гипса, выступавшие вдоль соединительного шва. Просохший шов при необходимости тонируют под общий тон акварелью с гуашевыми или темперными белилами.

Восстановление утрат и заделка сколов на гипсе

Для восстановления утрат на гипсовой скульптуре издавна применяется способ так называемой догипсовш, состоящий в нанесении на поврежденные участки гипсового раствора, из которого и моделируются восстанавливаемые фрагменты.

Утраченные детали сложной конфигурации обычно вначале выполняются в мягком материале (например, в белом пластилине), а затем с этой модели снимают форму, по которой и отливается гипсовое восполнение. Материалом для изготовления формы может быть гипс или, что гораздо удобнее, какой-либо синтетический эластичный материал — «Сиэласт», «Беласт», «Виксинт» и т. п. (ил. 35—36).

35 36
35-36. Водоросли. Фрагмент фонтана. А. Г. Сотников (1904-1989). «Счастливые рыбаки». Фарфор, цветные глазури, роспись. ГТГ.
35. В процессе реставрации. Замена грубых старых восполнений новыми.
36. После реставрации. Произведены формовка восполнений в силиконовых («Виксинт У-2») формах, тонировка и имитация глазури (15%-ный раствор МСН-7 в уайт-спирите).

Применение форм из эластичных материалов значительно упрощает формовочные работы, сводит до минимума многосложный и длительный процесс изготовления кусковой гипсовой формы, несмотря на обязательность дополнительной фиксации такой формы с помощью наружного гипсового «кожуха».

Особенно удобен в работе «Виксинт» (лучше равная смесь компаундов К-2 и У-1), затвердеваемый с помощью катализатора К-18 (4—5%). При нанесении на формуемый объект масса хорошо удерживается на вертикальной плоскости и за 25-50 минут, в зависимости от температуры воздуха, успевает полностью затвердеть. При отливке восполнения гипсом такая форма не требует разделительной смазки, и лишь при внесении клеевых укрепляющих добавок к гипсовому раствору рекомендуется предварительно смазать форму насыщенным мыльным раствором.

Отлитая по форме деталь крепится на скульптуре с помощью гипсового раствора приведенным выше способом склейки. В некоторых случаях, при устранении дефектов на полых отливках, гипсовым раствором наращивают («намораживают») изнутри толщину стенок, заполняют раковины, крупные трещины и т. д.

Работая со свежеприготовленным гипсовым раствором, следует учитывать, что при его нанесении на сухую гипсовую поверхность происходит активное обезвоживание вновь нанесенного гипса, и в результате меняются его физико-механические свойства — ухудшается сцепление с поверхностью, меняется окрашенность, резко уменьшается плотность и т. п.

Обезвоживание раствора можно значительно уменьшить, обильно насыщая водой поверхности, подлежащие догипсовке, либо изолируя их клеевыми пленками (поливиниловым спиртом, крахмалом, ПВА-дисперсией и др.).

Во многих случаях клеевая изоляция предпочтительнее увлажнения, так как последнее, как уже отмечалось, крайне нежелательно для старых гипсовых изделий.

Обезвоживание можно уменьшить и за счет более жидкой, чем обычно, заводки гипса31, а также при нанесении несколько «подсевшего» (загустевшего) раствора. Сложнее всего исключить обезвоживание при самых мелких догипсовках, которые обычно выделяются на светлой скульптуре более темным тоном. Кроме того, из-за повышенной твердости они с трудом обрабатываются. В таких случаях вместо гипса удобнее применять левкас, приготовленный на поливиниловом клее с мелом.

Читайте также:  Бежевый цвет машины фото

Приготовление левкаса

Исходным материалом для клеевого связующего левкаса является поливиниловый спирт (ПВС) — продукт гидролиза поливинил ацетата. Он представляет собой растворимый в воде белый порошок. Для приготовления клея необходимо замочить в 1 л дистиллированной воды 60 г порошка и выдержать смесь до набухания (около суток), а затем окончательно растворить до полной однородности на водяной бане, помешивая в течение 10—15 минут. Приготовленный сиропообразный раствор после остывания готов к применению.

В качестве наполнителя применяют тонко отмученный мел, который получают протиранием кускового мела через мелкое сито.

Мел засыпают частями в клей до нужной рабочей консистенции и смесь тщательно перемешивают шпателем. Определяя густоту массы, надо исходить из размеров мастикуемой утраты: чем она меньше, тем более жидким должен быть замес.

Максимальная толщина мастиковок (до 0,6 см) может быть получена многократным послойным наращиванием, не превышающим 0,2—0,3 см в каждом слое. Перед нанесением левкаса поверхность скола лучше смазать ПВС-клеем для увеличения адгезии мастиковок.

При необходимости подкраски левкаса под общий тон скульптуры применяются водные красители — акварель, настой чая, раствор марганцовокислого калия и т. п.

Тонировка гипса

Нередко загрязненную светлую гипсовую скульптуру вместо очистки предпочитают периодически забеливать в расчете на быстро достигаемый эффект поновления. Однако такие забелы со временем наслаиваются, сглаживая и огрубляя тонко моделированные детали скульптуры. Поэтому к тонировке гипса следует прибегать лишь в ограниченных случаях, например: при малой эффективности рекомендованных способов очистки, при наличии невыводимых окрашенных пятен или выделяющихся по тону нагипсовок и дополнений.

Производя тонировку скульптуры, необходимо соблюдать следующие правила:

1) тонировочный состав должен наноситься равномерно, возможно более тонким слоем, не скрадывающим самые мелкие детали моделировки;

2) прежде чем приступить к тонировке, надо удалить или максимально утоньшить все предыдущие красочные наслоения;

3) при наличии незначительных по площади окрашенных пятен достаточно нанести тонировку локально, в пределах пятна («косметика»).

Для тонировки светлого гипса лучше всего применять жидкий раствор тонко тертых гуашевых белил на обезжиренном молоке, подцвеченных до нужного оттенка акварелью.

Тонирование ведут по сухой обезжиренной поверхности мягкими кистями и флейцами или с помощью краскораспылителя, обычно в несколько приемов, с просушиванием каждого слоя.

Небольшие окрашенные пятна, не поддающиеся выведению, можно тонировать под общий тон мягкой восковой пастелью. Тонировка небольших утрат красочного слоя, а также гипсовых дополнений на патинированной в темные тона скульптуре осуществляется темперой или акварелью с темперными белилами (лучше — акриловыми).

Чрезвычайно сложен процесс удаления старых закрасок, так как зачастую красочная корка оказывается много прочнее находящегося под ней гипса. Применение размягчающих краску компрессов с теплой водой или растворителями (подобранными в зависимости от красочного связующего — клеевого, масляного или смоляного) не всегда оказывается успешным, а работа по удалению краски скальпелем почти неизбежно приводит к повреждениям скульптурной поверхности.

Гидрофобизация гипса

Свойственная гипсовому материалу пористость, наличие сильно развитой внутренней поверхности, способствует его повышенной склонности к глубинному влагонасыщению, которое может достигать 25—30%. Но даже при незначительном увлажнении гипса (до 2—3%) начинается процесс его структурного разрушения, приводящий к снижению прочности и появлению пластических деформаций («ползучесть» гипса).

По данным исследователей, механизм этих видоизменений состоит в частичном растворении водой структурообразующих элементов гипсового материала, а также в расклинивающем действии водяных пленок, нарушающих внутренние межкристаллические связи.

Учитывая эти свойства гипсового материала, становится понятным значение, придаваемое консервационным защитным мерам, направленным на увеличение влагостойкости гипсовых изделий. Важное место среди них принадлежит различным способам гидрофобизации гипсовой поверхности с целью придания ей водоотталкивающих свойств.

Выше уже говорилось о восковых покрытиях, наносимых в процессе изготовления скульптурных отливок. Для этого обычно используются 10—15%-ные растворы натуральных или искусственных восков в скипидаре, уайт-спирите и других растворителях. Такой способ защиты гипса, несмотря на некоторые недостатки, присущие воскам (малую устойчивость к истиранию и повышенную загрязняемость), в целом себя оправдывает — особенно при условии своевременного восстановления и профилактики восковых покрытий. (В частности, следует учитывать и декоративное назначение восковых покрытий, придающих гипсовой поверхности характерный теплый оттенок и легкую глянцевость.)

Читайте также:  Как открывать железные банки

Что же касается кремнийорганических гидрофобизаторов, обладающих рядом преимуществ перед восками, в первую очередь долговечностью, то их применение может оказаться более предпочтительным в следующих случаях:

1) при необходимости сохранения матовой поверхности скульптуры, ранее не подвергавшейся защитной обработке;

2) при наличии скрытых повреждений скульптуры, чинок, догипсовок, окрашенных пятен и т. д., способных выявляться при вощении;

3) при восстановлении восковых покрытий — в качестве модифицирующих добавок (в количестве 1—2%) к применяемым воскам.

Из кремнийорганических гидрофобизаторов чаще используются 2—3%-ные растворы МСН-7 или К-921 в толуоле или уайт-спирите, так как эта группа продуктов — полиорганосилазаны — наряду с гидрофобизирующей способностью обладает укрепляющими свойствами.

Как и чем склеить гипс?

Из гипса можно сделать различные изделия, например, какие-то фигурки, статуэтки или другие поделки.

Хорошей прочностью гипс не отличается, поэтому любое изделие из гипса может треснуть, если его чем-то стукнуть или упустить на пол.

В таком случае на помощь придет обычный суперклей. Склеиваемые поверхности должны быть сухие и без мусора.

Можно применить любой другой прочный строительный клей.

Склеивать надо аккуратно, руководствуясь инструкцией по склеиванию, а также постараться сложить поверхности максимально точно, чтобы впоследствии не было видно изъяна.

Вопрос актуальный, в том числе для подростков, которые случайно разбили мамину любимую гипсовую статуэтку). Подскажем, как и чем ее можно склеить.

Для гипса применимы пропиточные способы, когда используются клеевые растворы, только разбавленные.

Почти все термопласты можно растворять в органических растворителях и склеивать таким средством гипсовые изделия. Подойдут "ПВБ", "ПВА-дисперсия", "ПБМА", "БМК-5". Можно использовать и клей "БФ", однако он оставляет следы желто-коричневого цвета.

Прежде, чем клеить гипс, очистите хорошо поверхности, которые собираетесь склеивать.

Можно обратиться в специализированный магазин, где вам также подскажут способ склеивания гипсовых частей.

Склейка гипса не такая уж и сложная задача, если только при падении гипсовой статуэтки не были потеряны некоторые её кусочки.

Мне удалось склеить статуэтку клеем "Секунда". Только предварительно я мокрой кисточкой обработала края отломков, чтобы наверняка удалить гипсовую пыль. Когда гипс высох, смазала этим клеем обломки и прижала на пару минут. Излишки клея удалила сразу, а то по цвету всё равно шов отличается.

А если небольшие кусочки потерялись, то в недостающие места придётся докладывать гипсовую штукатурку, разведённую то консистенции творога.

После склеивания фигурку лучше положить на сутки, чтобы никто её не тревожил и клей надёжнее схватился.

Предлагали мне использовать для реставрации специальный клей "Синдетикон".

Для склеивания декоративных деталей из гипса, монтажа перегородок из гипсовых блоков и для приклеивания плит из гипскартона сейчас существует много разновидностей клея.

Например, вот такие варианты представлены на фотографии:

Для работы с мелкими гипсовыми деталями или обломками можно воспользоваться "мгновенными" клеями на основе цианакрилата. Достаточно смазать края обломков таким клеем и плотно прижать на несколько секунд.

А когда — то такого богатого выбора не было и мы в зуботехнической лаборатории смывали старую горючую 35-мм плёнку из нитроцеллюлозы, резали её кусочками и растворяли в обычном ацетоне.

Я сама столкнулась с необходимостью срочно склеить детали гипсовой фигуры. Я делала слепок с руки ребёнка и в процессе извлечения ещё полусырой фигуры из геля один палец отломился. Сырым методом (то есть тем же гипсом или штукатуркой) я клеить палец на место не решилась. Был риск, что палец от влаги может раздуться, а это будет очень заметно.

Поэтому для приклеивания гипсовой части я решила использовать клей ПВА. Развела его с гипсом погуще, что бы получилась гипсовая каша по консистенции напоминающая манную. Вот такой своеобразной замазкой и провела по слому, оставляя тонкий слой. Подержала, пока палец не "схатился", после чего оставила в покое на день.

Вечером уже спосойно обработала фигуру лаком. Палец не отвалился, держится. Правда, место слома всё равно заметно, ведь я заню куда смотреть )) В итоге я склеила-таки гипсовую фигуру, хотя самой в начале в это не верилось!

Ссылка на основную публикацию
Чем развести загустевшую олифу
Чтобы правильно развести олифу, необходимо лишь знать ее виды и свойства. Зная все это, Вы сможете с легкостью подобрать один...
Чем пенофол отличается от утилита
Зачастую, два этих понятия считают синонимами, но так ли это на самом деле? Давайте разбираться. Оба продукта – это вспененный,...
Чем пилить асбестоцементные трубы
Асбестоцементные трубы пользуются в строительстве большой популярностью. А иначе быть и не может, ведь такие трубы просты в монтаже, стойкие...
Чем разводить акриловые краски для рисования картин
В данной статье рассмотрим несколько простых хитростей, которые помогут сделать процесс раскрашивания картин по номерам еще более приятным и захватывающим!...
Adblock detector